Высота кинозала нормы

Какую площадь должен иметь домашний кинотеатр на 8 персон

Высота кинозала нормы

Добрый день, планирую строительство загородного дома, в котором будет оборудован домашний кинотеатр на 8 персон (2 ряда по 4 места). Подскажите, помещение какой площади лучше запроектировать под такой кинозал, какой должна быть диагональ экрана, какой формат акустических систем будет оптимальным — 7.1 или 9,2?

Здравствуйте.

Однозначного ответа на ваш вопрос быть не может. Восемь зрителей вполне могут разместиться и в комнате 15 м2, но зрительный зал в 30 м2 будет значительно комфортней.

Размеры помещения домашнего кинотеатра определяет не столько его вместимость, сколько уровень оборудования. Если точнее — размер денежных средств, которое вы сможете себе позволить потратить на строительство, отделку и оборудование.

Ширина помещения

Ширина одного стандартного кинокресла — 55 см по оси подлокотников. Это 230 см на четырёх человек. Плюс 60 см боковой проход, если уже — придётся протискиваться бочком. Итого 290 см — минимальная ширина для вашего кинотеатра.

Чем просторней домашний кинотеатр, тем в нём комфортней

Если захотите разместиться покомфортней и не чувствовать локоть соседа, на одного человека придётся отрядить 80 см. Лучше бы, конечно, метр, это ширина действительно приличного кресла. Но пусть 80 см, это уже 320 см. Плюс проход 80-100 см. Итого 400 см — требуемая ширина помещения при средне-комфортном размещении зрителей и 500 см — при комфортном.

Необязательно устанавливать в кинозале типовые зрительские кресла. Но в любом случае удобная мебель занимает много места

Длина

Желательно, чтобы при просмотре фильма для зрителей, сидящих на боковых местах, угол зрения к экрану не превышал 20º. Исходя из этого, люди, располагающиеся в креслах шириной 55 см, должны сидеть не ближе 250 см от экрана, при ширине сидения 80 см — в 350 см.

Расстояние между рядами: минимальное (как в кинотеатре для массового зрителя) — 120 см, средне-комфортное — 170 см. Итого, от экрана до края спинок кресел заднего ряда получаем минимальное расстояние 390 см, комфортное — 550 см.

При наличии хорошего оборудования зрителей можно посадить чуть подальше, а за последним рядом неплохо было бы оставить пространство в 100-120 см, чтобы тыловые колонки не «бубнили» прямо в ухо. С учётом этого комфортная длина кинозала составит 700 см.

Желательно, чтобы за вторым рядом ещё оставалось место, это позволит разместить тыловые колонки подальше от зрителей. Кстати, фронтальную акустику и сабвуфер можно разместить за экраном при условии, что он акустически прозрачен

Высота

Высота помещения с технической точки зрения не играет большой роли, для однорядного зала достаточно 240 см, однако следует учесть, что пол должен иметь уклон или ступеньку, если на первый ряд не предполагается сажать только детишек. Рекомендуемый уклон — минимум 1:6-1:8, высота ступени высчитывается исходя из глубины ряда. Соответственно следует увеличить и высоту потолка.

При определении высоты не забудьте про наличие ступени для второго ряда

Конфигурация помещения

Вспомните, какую конфигурацию имеют современные кинозалы. Вы не найдёте там ни одной параллельной поверхности. И это неспроста. Прямоугольная комната-коробка — худшее с точки зрения акустики решение.

Звуковые волны будут многократно отражаться от стен и потолка, находящихся в одной плоскости, заметно искажая изначальный сигнал. Правильная форма кинозала — трапеция, расширяющаяся к экрану. Причём как в плане, так и в разрезе — пол с потолком тоже не должны быть параллельны.

Желательно, чтобы стены и потолки имели сложную, рельефную конфигурацию.

Чем рельефнее, затейливее поверхности стен и потолка, тем лучше будет звучать акустика

Размещение кинозала в доме

Зачастую домашний кинотеатр размещают в цокольном этаже. В этом есть смысл: стены массивны, а отсутствие или минимальное количество окон идёт на пользу звуку. Да и проблем с затенением, которое должно быть полным для кинопроектора, меньше.

Читайте также  Электрокотельные нормы проектирования

Вентиляция

Следует учитывать, что в соответствии с действующими нормами для восьми человек, находящихся в течение двух часов в замкнутом помещении, требуется организовать приток свежего воздуха в количестве 480 м3. Естественная вентиляция не в состоянии обеспечить такой воздухообмен, нужна полноценная приточно-вытяжная установка. Для её размещения необходимо выделить место, продумать систему воздуховодов.

Вентиляционное оборудование может располагаться под потолком (нужно учесть это при определении высоты) либо в смежном техническом помещении

Отделка

Заметно ухудшают акустику плотные и гладкие поверхности: стекло, металл, керамическая плитка. «Голый» бетон, штукатурка, обои, деревянные полы — тоже не лучшая отделка для кинозала.

Гипсокартонные зашивки должны быть собраны прочно, металлический каркас установлен не реже, чем через 30 см, чтобы исключить дребезжание от резонирующих листов. Полости зашивок рекомендуем заполнить минеральной ватой.

Лучшие отделочные материалы — шумопоглощающие потолочные панели, плотное ковровое покрытие с длинным ворсом, тканевые драпировки и гобелены. Если в помещении имеется окно, его на время сеанса следует закрывать плотными двойными шторами.

В этом домашнем кинотеатре, оборудованном самой лучшей проекционной и акустической техникой, с реверберацией борются с помощью полок, заполненных книгами. Толстые тома отлично гасят эхо, предоставляя зрителю наслаждаться чистой звуковой картиной. Обратите внимание на цвет стен и потолка: он чёрный и для кинозала это лучшее решение

Мы упомянули лишь самые элементарные меры акустической подготовки помещения, для домашнего кинотеатра высокого уровня используют более совершенные методы и материалы.

Акустический потолок имеет сложный рельеф Стены облицованы звукопоглощающими панелями

Мебель

Никаких стеклянных столиков и шкафов. Минимум деревянной мебели. Мягкие диваны и кресла. Желательно расставить по углам кинозала мягкие пуфы и разбросать подушки, это поможет снизить отражение низких частот.

Побольше мягких кресел, пуфиков и подушек! Если уж не обойтись без корпусной мебели, её лучше закрывать тяжёлыми шторами на время просмотра

Размер экрана

Для экрана в кинозале уместнее говорить не о диагонали, а о его ширине. С одной стороны, чем она больше, тем полнее ощущение погружения зрителя в кинореальность.

Киноэкран, как и лимузин, слишком большим не бывает

С другой, имеются ограничения:

  • Человеку сложно уследить за событиями на экране, если угол обзора превышает 60º. Для расстояния от зрителей первого ряда до экрана в 3,5 м его максимальная ширина — 4 м, при расстоянии в 2,5 м — 2,9 м. С этой точки зрения экран может располагаться практически на всю ширину помещения, если это позволит проектор. Размещать экран следует напротив кресел, они могут быть смещены относительно оси симметрии помещения с учётом бокового прохода.

Все параметры кинозала, в том числе размер экрана, необходимо просчитывать

  • Рекомендуется располагать экран на таком удалении от зрителя, чтобы при просмотре не ощущался мозаичный характер изображения. Для нашего глаза пиксельное изображение сливается в единое целое при условии, что размер пикселя с места просмотра не превышает угловой минуты. Если переводить это на конкретные форматы, то, к примеру, для SD(720х576) сигнала это максимум 90 см при условии просмотра с расстояния в 3,5 метра. Вряд ли просмотр кино на столь малом экране подарит особое удовольствие. Мы считаем, что нет смысла оборудовать домашний кинозал проектором стандарта ниже FullHD (1920×1080), ведь даже для него размер экрана при просмотре с 3,5 метров не должен быть шире 1,9 метров, чтобы отдельные пиксели не портили картинку. Несомненно, лучший выбор на сегодня — формат 4K (4096×2160), он практически снимает ограничения по ширине экрана в плане мозаичности изображения.

Оптимальный размер экрана определяется уровнем проекционного оборудования и расстоянием от зрителя до экрана

Вывод: ширина экрана домашнего кинотеатра напрямую зависит от типа проекционного оборудования и расстояния просмотра. Все эти три параметра определяют место, где должен быть подвешен к потолку проектор.

7+1 или 9+2?

С нашей точки зрения, в маленьком кинозале нет нужды в большом числе колонок, достаточно разделить звуковую картину на передний и задний планы. А уж в двух сабвуферах мы вообще не видим большого смысла. Если хотите вникнуть в тему глубже, посетите шоу-рум какой-нибудь студии, продающей подобное оборудование.

Сравните звучание акустики 5+1, а потом 11+2 за ту же цену. Скорее всего, вам понравится первый вариант. Мы не против большого числа спикеров, но в первую очередь следует уделить внимание качеству, а не количеству. Большую часть акустической картины формируют фронтальные колонки, на них точно не стоит экономить.

Читайте также  Электрокотельные нормы проектирования

Большое количество колонок — неплохо, но предпочтение всё же нужно отдавать качеству, а не количеству. Хорошее 5+1 и даже обычное стерео будет звучать не в пример лучше дешёвой системы 11+2

Кстати, всю проводку для передачи сигнала рекомендуем прокладывать в трубах таким образом, чтобы её можно было без усилий заменить при появлении новых стандартов и уровней качества передачи сигнала.

Проектирование домашнего кинотеатра — ответственное дело, им должны заниматься специалисты. Только в этом случае можно достичь гармоничного сочетания всех его параметров. Это тем более важно, учитывая, что финансовые вложения будут велики, если вы хотите получить достойный результат. И чем на более ранней стадии вы обратитесь к профессионалам, тем лучше

Источник: http://strmnt.com/vopros/domashnij-kinoteatr-na-8-person.html

Миссия невыполнима. Почему кинотеатры останутся на верхних этажах торговых центров | Бизнес

Высота кинозала нормы

К четвертому этажу средний коэффициент падает до 5-10%. Соразмерно с посещаемостью распределяется и стоимость площадей: чем выше этаж, тем дешевле аренда площади в ТРЦ. Первый этаж всегда самый ликвидный и популярный и в итоге самый желанный для ретейлеров. Арендные ставки на первом и четвертом этажах ТРЦ могут различаться в три-четыре раза. Да и в рамках одного этажа стоимость площадей зачастую неравномерна: тарифы зависят от удаленности от входа, легкости доступа для посетителей и прочих факторов.

От перестановки слагаемых все меняется

Кинотеатр считается классическим магнитом притяжения клиентского потока в торговый центр: люди специально идут в кинотеатр, и им не важно, на каком этаже он находится. Однако потоки кинотеатра не сравнятся с объемом посетителей продуктового гипермаркета или крупного магазина электроники.

Поэтому размещение кинотеатра на последних этажах позволяет эффективно распределить и направить поток на верхние этажи. Вокруг кинотеатра часто формируется развлекательная зона: фуд-корт, отдельные рестораны, игровые комнаты для детей. Все вместе это составляет рекреационно-досуговую зону ТЦ.

При этом сами сопутствующие предприятия (общественного питания, торговли и услуг) зачастую не способны генерировать высокий трафик. Они могут работать только в синергии с кинотеатром. Без кинотеатра поток посетителей на верхних этажах серьезно сократится. А нет трафика — нет товарооборота. Уйдет с верхнего этажа кинотеатр, следом за ним уйдут и другие арендаторы, площади начнут пустовать. В итоге проиграют все — от работников и горожан до собственников ТРЦ и ретейлеров.

Вы думаете, после принятия закона все перейдут на нижние этажи и механизм будет работать по-прежнему? Нет. К сожалению, правило «от перестановки слагаемых сумма не меняется» здесь не работает. Во-первых, вместимость первого этажа естественным образом ограничена габаритами здания. Принять всех желающих первый этаж просто не сможет.

Во-вторых, существуют богатые и знаменитые бренды-арендаторы, которые готовы платить высокую ставку первого и второго этажей. Кинотеатр уступает супер- и гипермаркетам не только по количеству посетителей, но и по среднему чеку, а в конечном итоге по уровню товарооборота и арендным платежам. Именно поэтому кинотеатр не может конкурировать с такими арендаторами за дорогие площади первых этажей.

Также не могут конкурировать большинство арендаторов, которые находятся в одном кластере с кинотеатром: предприятия развлечений, общественного питания.

Убрать или оставить

Типичный кинотеатр в ТРЦ — это мультиплекс на 6-14 залов. Такой объект представляет собой сложное конструктивное и технически оборудованное помещение – с высокими потолками и большим шагом колонн. Зритель хочет видеть фильм на большом экране, и колонны не должны мешать просмотру очередного киношедевра. Технически это удобнее всего реализовать на последнем этаже, где нет высокой нагрузки: сверху только крыша.

Благодаря этому не нужно выравнивать высоту потолка с другими уровнями, а единого пола оказывается достаточно для удобства посетителей, арендаторов и ТРЦ в целом. Размещение кинотеатра на первом этаже приведет к нарушению уровней ТРЦ, поскольку высота кинозала составляет в среднем 8-10 метров, а высота этажей ТРЦ — 4-4,5 м. Таким образом, потолок кинотеатра будет находиться посредине второго или третьего этажа.

Читайте также  Нормы проветривания офисных помещений САНПИН

Если сверху расположить еще площади, увеличится нагрузка и строителям придется сокращать расстояние между колоннами.

Если же построить кинотеатр отдельным блоком или корпусом, то это израсходует эффективную площадь участка и в итоге сократит полезную площадь ТРЦ — а значит, и его доходы. Компенсировать их кинотеатр не в состоянии. К тому же кинотеатр потеряет свою силу распределителя потоков и перестанет быть привлекательным арендатором. С такими вводными собственники просто откажутся от кинотеатров в торговых центрах.

По описанным выше факторам перенести кинотеатр на первый этаж в действующих ТЦ конструктивно не представляется возможным. В том числе и с точки зрения действующих норм пожарной безопасности. Приказать разместить киноплекс не выше второго уровня — это все равно, что принять постановление размещать бассейны на крыше. Никто из предпринимателей не будет этим заниматься и либо проигнорирует, либо просто откажется от бассейна.

А сама реализация такой инициативы грозит гораздо более тяжелыми последствиями с точки зрения конструктивной и пожарной безопасности здания. Поэтому без сомнений можно назвать инициативу не только абсурдной, но и опасной. Собственники и девелоперы — предполагаем, что таковых будет 99,9 % — просто откажутся от кинотеатров в существующих и будущих проектах.

А еще это убьет целую отрасль кинопроката: сегодня 98% кинотеатров работают именно в ТРЦ.

От чего зависит безопасность

Пожарная безопасность кинотеатра не зависит от этажа его расположения. Она зависит, во-первых, от спроектированных мер противопожарной безопасности. Это фундаментальный вопрос, с которым, как правило, все обстоит очень строго. Нормы пожарной безопасности, разработанные еще советскими инженерами, действуют в России по сей день и зарекомендовали себя как действующие на практике. Не все правила актуальны, но девелоперы все равно вынуждены соблюдать все нормы — подчас наперекор экономической эффективности.

Во-вторых, пожарная безопасность зависит от поддержания установленных систем в боевом состоянии. Речь идет о механизме разблокировки дверей, системах оповещения, дымоудаления, сплинкерах и т. п. Необходимо регулярно проводить обслуживание, профилактику и тесты.

Такие мероприятия, с одной стороны, требуют квалифицированных сотрудников в штате управляющей компании. С другой стороны, техобслуживание систем и запчасти стоят денег.

В итоге поддержание и обслуживание противопожарных систем становятся затратной частью, и у управляющей компании существует соблазн сэкономить.

В-третьих, крайне важно соблюдение текущих требований пожарной безопасности (открытые коридоры, аварийные выходы, лестницы и т. п.), понятный и действующий план эвакуации. Вопрос не является затратным и трудным, но по халатности или иным соображениям двери могут быть закрыты, а коридоры использоваться в качестве подсобных помещений. Иногда помещения, которые по плану являются общей площадью, на практике отдаются под торговлю. Чаще это встречается в менее качественных торговых объектах.

Четвертый фактор — обученный персонал, компетентные ответственные по пожарной безопасности и т. п. К сожалению, чаще всего именно человеческий фактор оказывается причиной трагедий даже при работающих противопожарных системах. Это банальное отсутствие знаний и отработанных навыков по эвакуации, а также общее непонимание, что и как делать в чрезвычайной ситуации.

На бумаге в России уже есть качественные, хорошо разработанные требования по пожарной безопасности. Нет смысла их ужесточать или переделывать. Реальная цель — это проследить за соблюдением уже существующих правил. То есть сделать так, чтобы исправно функционировало то, что предусмотрено и заложено в существующих требованиях. Решение этой проблемы идет рука об руку с искоренением коррупции. Одновременно необходима профилактика, обучение и тренировка людей.

Звучит очень просто, но российские государственные службы порой отличаются чрезмерной зарегулированностью и абсолютной недружелюбностью. И часто реальная цель — уберечь и научить людей, минимизировать ущерб от возможного пожара подменяется целью «соблюсти все формальности». А это, как вы понимаете, плодородная почва для коррупции. В итоге профилактика и обучение на деле заменяются бумажной бюрократической волокитой, правильным и своевременным оформлением бумаг.

Об эффективности формальных мер никто не думает.

С чего же начать? Изменить государственный подход к профилактике и обучению. Сделать его понятным, простым и поощрительным. Пожарная безопасность должна из формальности и гнета перейти в форму сотрудничества. Я уверен в том, что наши граждане разумны и понимают, как важна безопасность, поэтому осмысленные и дружелюбные действия будут иметь успех.

Источник: https://www.forbes.ru/biznes/359619-missiya-nevypolnima-pochemu-kinoteatry-ostanutsya-na-verhnih-etazhah-torgovyh-centrov