Ремонт пианино своими руками

Реставрация фортепиано

Ремонт пианино своими руками
  →  Реставрация музыкальных инструментов  →  

Ремонт и реставрация фортепиано. Старинных, антикварных музыкальных инструментов.

 Полировка, исправление поломок, клавиатуры, клавиш, деревянных деталей, механизмов. Реставрация корпуса рояля, пианино, полировка, регенерация лака, восстановление цвета дерева, шпона, резьбы.

Устранение  серьёзных повреждений, поломанных ножек, лиры, колёсиков.

Задать вопрос мастеру относительно цены ремонта, реставрации фортепиано можно через нашу почту Elena@restavraciy.ru

Причины образования дефектов можно разделить на три группы.

1.

Дефекты  естественного износа при использовании. Антикварное пианино или рояль даже при аккуратном, бережном пользовании неизбежно приобретают следы бытования — царапины, потёртости, пятна.

2. Повреждения, возникающие случайно вследствие небрежного отношения.

Нарушения условий хранения (высокая влажность помещения, резкая смена температуры), транспортировки (неправильная упаковка, резкие движения при погрузке).

Даже не антикварное пианино или рояль потребуют ремонта, или реставрации при грубом обращении.

3.

Изъяны,  нарушения технологического процесса изготовления фортепиано. Как правило, антикварные пианино, рояли не содержат дефектов изготовления. Они, за годы жизни инструмента уже отремонтированы или устранены.

Цена ремонта и реставрации пианино

Цена ремонта, реставрации пианино,  антикварного (фортепиано вертикального типа) или рояля (фортепиано горизонтального типа)  зависит от состояния. Каждый  конкретный случай рассматривается индивидуально.

Какие-то общие критерии  ценообразования, ремонта (реставрации) определить, хотя бы приблизительно,  можно. Например, реставрация корпуса современного или антикварного фортепиано.

 Для примера приводим ориентировочные расценки на реставрационные работы восстановления корпуса пианино.

Характеристика и возраст Черный лак (цена тыс. руб.) Светлый лак, кап ореха (цена тыс. руб.
Современный  локальный ремонт покрытия пианино 100 — 150 100 — 150
Антикварное пианино 19 – середина 20 века 150 — 200 200 – 250
Корпус антикварного пианино фанерован маркетри, отделан бронзой, резьбой, позолотой. 250 — 300 250 — 300

Ремонт и реставрация пианино или рояля процесс сложный. Для выяснения общего состояния фортепиано, подлежащего ремонту или реставрации, необходимо, прежде всего, подробно осмотреть его составные части. Последовательность оценки.

Определяют дефекты корпуса, футора. Дефекты клавиатуры, рамы, механики. Дефекты демпферов, педалей, струн, дефекты резонансного щита деки, металлической рамы.

По результатам осмотра назначается цена реставрации (ремонта) фортепиано (пианино, рояля).

Реставрация пианино

Реставрация пианино — работы по устранению царапин корпуса, поломок клавиатуры, механики, восстановлению функциональных качеств инструмента. Полировка, реставрация  шпона, восстановление цвета.

К дефектам корпуса, появляющимся с течением времени  относятся:

1.

Постепенное потускнение полировки, вызываемое отчасти перекристаллизацией смол, входящих в лаковый и политурный слой, покрывающий пианино или рояля,  отчасти же возникающее как результат периодического обтирания поверхности от пыли. Пыль, внедряясь в ткань протирочного материала, наносит на блестящую полированную  поверхность сначала еле заметные царапины, а затем, с течением времени, придаёт блестящей поверхности инструмента матовый оттенок.

2. Обтирание кромок. Особенно на клавиатурном клапане, крышках. Этот дефект появляется также на всех выступающих частях: рёбрах, углах, резьбе, которые задеваются людьми.

3.

Царапины на клавиатурном клапане появляются преимущественно над черными клавишами, если у пианиста существует привычка играть несколько выпрямленными пальцами. Подобный же дефект можно видеть над педалями, на карнизе лиры, а у пианино – на нижней поперечной перекладине корпуса.

https://www.youtube.com/watch?v=KZwqU2mN-Nk

К  дефектам случайного (внешнего) происхождения относятся следующие повреждения.

1.

Поломки,  механические повреждения  корпуса, вызванные неаккуратным обращением с инструментом (особенно во время его транспортировки).

2. Повреждения корпуса жуком древоточцем. Червоточина чаще всего появляется в тех помещениях, которые ранее были заражены этим  вредителем.

Если личинки вредителя достаточно размножились, борьба с ними практически безрезультатна. Повреждённые детали с высокой степенью разрушения подлежат замене.

В нашей практике встречались старинные антикварные предметы, в которых некогда жили мыши и даже крысы.

Мастер подробно обследует корпус, клавиатурный клапан, крышки, внутренние части инструмента, а также шарниры, ножки, ролики. Осматривая антикварный рояль,  обратит внимание на винты, которыми ножки привинчены к корпусу, состояние лиры, педалей, пюпитра.

Ремонт, реставрация клавиш клавиатуры пианино, фортепиано

К дефектам  клавиатуры, ремонт и реставрация которой не требует глубокого вмешательства, возникающих в результате длительного пользования, относятся следующие повреждения:

1.

Износ тонов и косточек белых клавиш. Середина косточек  со временем стирается, иногда даже до образования дыр. По этой же причине клавиши (полутоны) теряют блеск, становятся углубленными и шероховатыми.

2. Расшатывание отдельных клавиш и появление стука при игре.

3.

Неровность клавиатуры. Расстояния между клавишами становится неодинаковым.

4.

Загрязнение и возникающее от этого затруднённое движение клавиш.

Деформации перекосы клавиш, вызванные не благоприятными условиями температуры и влажности в помещении.  Приводит к серьёзным затруднениям в движении и западанию после удара, а так же задевания за соседние клавиши.

Ржавчина на штифтах ведёт к появлению писка и скрипа клавиш во время их движения. Ход затрудняется.

Повреждение гарнировки молью, кожеедами и другими вредителями нарушает ровность клавиатуры и движение отдельных клавиш.

Засорение клавиатуры мелкими предметами (спички, монеты, пуговицы…). Вызывает затруднённое движение клавиш, иногда их полное заклинивание.

Мастер тщательно осмотрит клавиатуру сверху и сбоку, чтобы выявить перекосы и другие неровности. Клавиши должны быть опробованы на боковое шатание, на шатание в продольном направлении, на скрипы и стук.

Старые мастера прикладывали к клавишам ребро линейки; под ним хорошо видны все отклонения от нормального положения.

При ремонте и реставрации клавиатуры особое внимание уделяется выравниванию промежутков между клавишами, очистке от загрязнений, пыли, посторонних предметов.

Внутренние дефекты фортепиано.

1.

Износ головок молотков в местах удара их по струнам. С течением времени глубина борозд на головках молотков увеличивается, и это позволяет судить об общей изношенности механики инструмента.

2. Износ гарнировки механики. Иными словами восстановление, замена, реставрация сукна, войлока, кожи, которыми оклеены некоторые части механики.

3.

Износ, расшатывание капсюлей (шарниров), в которых вращаются отдельные части механики.

4.

Загрязнение механики пылью.

Описываемые ниже дефекты появляются в механике, если инструмент находиться в сыром помещении.

1.

Отклеивание фильца на головках молотков. Этот дефект серьёзно нарушает работу фортепианной механики. Он легко обнаруживается при осмотре молотков и механики.

2. Отклеивание гарнировки частей механики может быть обнаружено при её подробном внутреннем осмотре. Отклеивание гарнировки затрудняет движение отдельных клпвиш и частей механики, вплоть до полного отказа их от действия.

3.

Ржавчина штифтов и пружин механики обнаруживается при подробном внутреннем осмотре. Она вызывает не только затруднение действия механики, но и появление скрипа и писка отдельных деталей.

4.

Деформация и перекос деталей механики отражаются преждевсего на правильности расположения молотков, интервалы между головками которых в положении покоя становятся не равномерными и головки молотков могут тогда задевать за соседние молотки. То же самое бывает и в случаях перекоса и деформации других частей механики. Эти дефекты обнаруживаются при внутреннем осмотре механики.

https://www.youtube.com/watch?v=R8E8rIQCE4s

Нередки и другие случайные дефекты.

1.

Попадание мелких предметов между частями механизма, что бывает преимущественно в механизмах роялей и значительно реже в пианино.

2. Поломки отдельных деталей и пружин вызывают серьёзное расстройство в действии соответствующих частей механизма.

3.

Повреждение гарнировки частей механики молью, кожеедами, мышами др.

Мастер, осматривающий механику, должен обратить внимание не только на её внешнее и внутреннее состояние, но и на качество действия, т.е. на правильность регулировки частей, в частности, репетиции, захватывания и освобождения молотков и т. п.

Фортепиано, что это

Из современных клавишных музыкальных инструментов самым распространённым,  имеющим наибольшее значение является фортепиано (pianoforte), изобретённое в 1709 году флорентийским инструментальным мастером Бартоломео Кристофори.

Фортепиано относиться к классу струнно-ударных музыкальных инструментов, хроматически настроенные струны которого возбуждаются к звучанию ударами молоточков, приводимых в движение нажимом пальцев на клавиши.

Отличительной особенностью фортепиано, по сравнению с его предшественниками – клавикордом и клавесином, является возможность непосредственным изменением силы удара по клавишам соответственно регулировать силу звука инструмента. Вследствие этого инструмент и был назван его изобретателем cembalo col piano e forte то есть клавесин с тихими и громкими звуками; в дальнейшем его стали просто называть pianjforte, а у нас — фортепиано.

Благодаря этому качеству фортепиано быстро вытеснило своих предшественников и приобрело в музыкальном мире исключительное значение.

На протяжении трёх столетий фортепиано, подвергаясь постепенному усовершенствованию, претерпело ряд конструктивных изменений, направленных к увеличению прочности, выносливости и чувствительности инструмента, к улучшению звуковых качеств и игровых свойств, к стандартизации его механизма. Все эти улучшения были введены в соответствии со всё повышающимися техническими и художественными требованиями пианистов. В настоящее время фортепиано имеет две разновидности: рояль – инструмент горизонтального типа и пианино – инструмент вертикального типа. Технологический процесс изготовления пианино и роялей на крупных фабриках является одним из наиболее механизированных процессов производства музыкальных инструментов. Являясь дорогими музыкальными инструментами и будучи вследствие своей сложности подвержены расстройствам механизмов рояли и пианино нуждаются в уходе, бережном отношении, а иногда реставрации.

C уважением, Елена Жилина.

+7 (495) 364-93-23

Цена, рубли
Стул 5000 — 20000
Кресло 10000 — 30000
Диван 30000 — 60000
Стоимость, рубли
Стол 10000 — 40000
Буфет 30000 — 80000
Шкаф 30000 — 80000
Отделка Руб./кв. метр
Вощение 500
Полировка 1500
Шеллак 2000
Золочение 3000

Отослав нам заполненную форму c фотографиями, а так же задав вопрос, вы получите полную информацию о предмете (что это, материал, возраст) стоимость работ по его восстановлению. Далее реставратор приедет на место, осмотрит его, определит окончательную цену реставрации.

Окончательная цена меняться не будет. Выезд бесплатно.

Источник: https://restavraciy.ru/restavraciya-fortepiano.html

Восстановленное пианино

Восстановленное (слева) и модернизированное (справа) пианино

Восстановленное пианино и чем оно отличается от модернизированного отреставрированного или отремонтированного.

Читайте также  Фильтровальная бумага своими руками

Реставрация от латинского «restavratio» собственно и означает восстановление, однако в работе с фортепиано используются оба термина и каждый из них имеет свое значение.

«Реставрация», это восстановление старинных инструментов с сохранением деталей и технологий работы старых мастерских.

«Восстановление» — чаще всего используется для описания работы со сравнительно молодыми, современными инструментами.

https://www.youtube.com/watch?v=MC-fVAqjzFY

Для того, чтобы об этом рассказать, придется вначале немного отступить от темы.

Жизнь одного пианино

Представьте пианино, на протяжении 20 (или более) лет использовавшееся от случая к случаю.

Много лет назад ребенок отучился на нем в музыкальной школе, после оно долго стояло и иногда даже настраивалось перед праздниками, на которых хозяева и гости показывали свой (высокий или не очень) профессионализм музыканта. Теперь же играть на нем никто не хочет и оно занимает место.

Ситуация вполне будничная. Именно такие инструменты, в большинстве своем, представлены на различных досках объявлений в интернете. И именно они называются пианино б.у.

Поскольку играли на них немного, можно предположить, что их износ минимален и они вполне еще могут послужить новому хозяину. Это верно, но не совсем.

Действительно, многие из них еще можно настроить, некоторые даже звучат весьма неплохо, однако износ инструмента зависит не только от того сколько на нем играли. Немалую роль в этом процессе играет время, нагрузки и, как ни странно, насекомые.

Что касается времени, тут все понятно, бороться с ним невозможно, сукно ветшает (просто представьте себе двадцатилетнее пальто), дерево деформируется и трескается. О том, как это влияет на инструмент, расскажет статья «Недостатки и достоинства пианино б.у.».

А вот насекомые, конкретнее, одна из разновидностей бабочек, и всем известная моль, это вредитель, с которым можно и нужно бороться. Фортепианное сукно и фильц — для моли, просто праздник.

Пианино, долгое время подвергавшееся атакам моли, с большой долей вероятности, можно выбрасывать. Сделать его можно, но стоимость работ по его восстановлению будет больше, чем стоимость самого инструмента.

О том, к чему приводят повреждения от этого вредителя, тоже можно прочитать в статье «Недостатки и достоинства пианино б.у.».

В принципе деформации пианино и изменения вследствие нагрузок тоже можно отнести ко времени, однако износу временем подвержены все детали инструмента, а износу временем под нагрузками только некоторые из них.

Натяжение всех струн в совокупности составляет около 16 тонн (на пианино). И хотя значительную часть из этих нагрузок берет уже упомянутая рама, немалая их часть достается и деревянным деталям инструмента.

За небольшим исключением (к сожалению инструмент, за которым правильно ухаживали, действительно большая редкость) пианино б у выглядит следующим образом.

Их износ может быть разным, но совсем без износа молотков 20-летних пианино не бывает.
Это субъективный критерий. Он значит, что настроить инструмент можно, но в большинстве случаев, только после укрепления строя (осадки вирбилей/колков). Строй такой инструмент держать будет, но ресурс его ограничен 4-6 лет, и то, если следить за его состоянием, поддерживать влажность, регулярно (ежегодно) настраивать.

Стоит обратить внимание на отмеченные колки. Они уже запрессованы по самые кольца натянутой струны. У этих колков ресурс исчерпан полностью и для дальнейшей работы они должны быть заменены на большие по диаметру.

Разбитый или деформированный штег

В принципе деталь рабочая, но тоже влияет на срок службы. Целый штег прослужит долго, можно предположить, что штег с мелкими трещинками тоже будет держать нагрузку (дефект то незначительный), однако бывают и сюрпризы.

Нередко встречаются инструменты, которые настраивались только один раз, когда были куплены. Строй за много лет снизился (нагрузка сильно уменьшилась).

Настроить его можно без проблем, но увеличившаяся нагрузка может сильно повлиять именно на штег, если это слабое место пианино и в течение года — двух он может разрушиться.

Подробнее о дефектах штега…

Сукно. В лучшем случае сбитое, в худшем уничтоженное насекомыми

Сложно переоценить важность сохранности сукна в фортепиано. Практически вся регулировка пианино и часть работы механизма зависят именно от этого.

Шарниры, на которых двигается молоток, сделаны с применением сукна. Сам штифт, это металл, а роль подшипника выполняет специальное «капсюльное сукно».

Если оно нарушено, молоточек начинает качаться в разные стороны, и вместо удара по струне своей ноты может ударить и по соседним. Регулировка высоты клавиатуры и глубины нажатия клавиши тоже делается с применением специального (для каждого параметра) сукна.

Уничтоженное молью, или даже просто уплотненное, оно может привести к различным дефектам самой механики. Звук может дребелировать, клавиша может стать легкой или тяжелой. Перечислять все дефекты от износа сукна под клавишами можно долго.

Параметров ее регулировки немало, и на каждый из них этот износ может повлиять. Молоточный фильц, это специальный, очень прочный и упругий, но сделанный на основе шерсти материал, который та самая моль уничтожает наиболее жестоко.

Фильц каждого молотка должен иметь определенную форму и свойства. Только в этом случае гарантируется правильное звучание ноты. Моль, неправильная регулировка (которая приводит к неравномерному износу), нарушают как саму форму, так и структуру молоточка.

В результате каждая нота инструмента может иметь и разную громкость при одинаковом нажатии и разный тембр при одинаковой громкости.

На фото восстановленные молоточки слева и изношенные справа

Что же такое восстановление пианино?

Все выше сказанное может отбить желание покупать пианино б. у. Однако страшного в этом ничего нет. Такие инструменты можно модернизировать или восстановить. Процесс восстановления заключается в следующем:

Квалифицированный специалист осматривает инструмент и оценивает его на предмет срока службы отдельных деталей.

https://www.youtube.com/watch?v=uPjXc0dtlRY

Инструмент разбирается.

Затем те детали, что отслужили свой срок или ресурс их мал, удаляются и заменяются на новые. Этот этап самый затратный и от того, какое количество деталей было заменено, зависит в конечном счете, цена на готовое восстановленное пианино.

Следующим этапом идет сборка фортепиано.

Затем полная регулировка.

И (по желанию клиента) работа с внешним видом. Здесь не имеется ввиду полноценное обновление лакового покрытия или восстановления отделки деревянным шпоном. Имеется ввиду удаление многочисленных мелких царапин, полировка и скрытие видимых следов сколов и др.

Такое восстановленное пианино становится полноценным инструментом. Его технические характеристики соответствуют тем, что были, когда он сошел с конвейера.

Единственное отличие, внешний вид. Скрыть видимые, бросающиеся в глаза, недостатки можно, но при тщательном осмотре это пианино будет выглядеть как подержанное, но хорошо и бережно сохраненное хозяевами.

Реставрация

Модернизация

Восстановление

Ремонт

Обслуживание

Реставрация не допускает изменений в технологии покраски, замены материалов, если только они не точно соответствуют оригиналам. Иными словами реставрация пианино, это приведение инструмента в полное соответствие с тем, каким он был создан мастером или фабрикой много лет назад. Одно из главных требований — максимальное сохранение оригинальных деталей и отделки.
При модернизации не только допустима, но и желательна замена устаревших деталей, на современные. Для нее характерны замена как деталей и материалов, так и способов отделки. Модернизация позволяет реализовать любые (доступные на сегодня) идеи в дизайне, и улучшить характеристики самого фортепиано. В модернизируемом пианино или рояли меняются все детали, которые могут улучшить как характеристики инструмента, так и внешний вид.
Восстановление подразумевает оценку инструмента на предмет его ресурса и замену деталей с малым ресурсом на аналогичные или улучшенные. В отличие от модернизации, при восстановлении меняются не все детали, а только те — ресурс которых мал. Работа с внешним видом минимальна.
При ремонте пианино или рояля, как правило исправляется только причина неправильной работы. И регулируется, настраивается только то, что непосредственно касалось ремонта. Это отдельная операция или сочетание минимального количества работ необходимых для того, чтобы инструмент заиграл.
В обслуживание входят все работы позволяющие поддерживать инструмент в хорошем состоянии. Настройка, плановая регулировка, мелкий ремонт.

Татарстан, г. Казань Фортепианная мастерская «ProPiano»

Источник: http://rospiano.ru/vosstanovlennoe-pianino/

Мир Пианино.ru

Большинство неисправностей, как уже проявляющих себя, так и будущих, Вы уже устранили, регулируя инструмент. Но полностью исключить их появление — увы — невозможно. Постараюсь припомнить наиболее часто встречающиеся неисправности.

Чтобы описать ВСЕ возможные неисправности, потребовался бы многотомник, но и эта главка, надеюсь, поможет в большинстве случаев. 1. Приподняв фигуру пальцем вверх, проверьте, свободно ли ходит сама клавиша.

Если туго, причин этому может быть несколько:

а) между клавишами попал посторонний предмет. Достаточно вытащить неработающую клавишу, дунуть, и вставить ее обратно. б) передняя кромка белой клавиши касается клавиатурного бруска.

Снимите клавиатурный брусок, посередине клавиатурной рамки вверните небольшой шуруп в качестве упора аналогично шурупу, который служит для упора церлейстика. Или поставьте дощечку толщиной несколько миллиметров между клавиатурным бруском и бакенклетцем.

в) передняя кромка черной клавиши касается выреза белой. Снимите белую клавишу, напильником сточите кромки в местах касания. г) задние концы соседних клавиш касаются друг друга. Если клавиша завалена набок, выправьте круглый штифт.

Для это уприте в него сбоку отвертку и ударьте ладонью по ее ручке. Не перестарайтесь: с другой стороны тоже находится клавиша. Может быть, удобнее будет вытащить клавишу и сточить места касания напильником.

д) тугой ход клавиши на штифте.

Если обе соседние клавиши вынуты, и это не помогло, пошевелив клавишу, определите, какой из капсюлей тугой, и обожмите тонкими плоскогубцами (утконосами) обе стенки капсюля. (Разумеется, сняв перед этим клавишу со штифта).

Перед тем, как разрабатывать передний капсюль, обратите внимание на овальный штифт. Возможно, Ваш предшественник слишком повернул его, чтобы клавиша не болталась на штифте. Может быть, изношено или съедено молью сукно переднего капсюля.

Овальный штифт задевает дерево, иногда цепляясь за край отверстия, особенно когда усилие пальца направлено не вертикально, а чуть в сторону, что не редкость при игре в быстром темпе.

2. Клавиша ходит свободно, звука все равно нет. Отцепите бентик, определите, кто виноват — молотковый или фигурный узел. а) выскочила, сломалась или ослабла пружинка шпиллера. Что делать, если выскочила — понятно без объяснений.

Если сломалась не посередине — вполне можно вставить на место, предварительно растянув.

Читайте также  Бассейн из колеса своими руками

Если растянуть невозможно, а запасной нет — можно подобрать новую подходящих размеров и упругости или изготовить самостоятельно (если найдете подходящий материал), или, в крайнем случае, временно поставьте фигурный узел с крайней клавиши (она реже нужна).

Ослабшую пружину надо вытащить из гнезда шпиллера, растянуть и вставить на место. Убедитесь предварительно, что шпиллер ходит свободно, иначе см. пункт Ж. б) отклеился капсюль шпиллера.

Нередкая неисправность, поэтому, заметив несколько отклеившихся капсюлей, покачайте все подряд отверткой влево-вправо. Снять фигуру, заклеить, поставить фигуру на место. в) фигурный узел смещен, шпиллер цепляется за соседа.

г) перетянут бентик или высоко установлен пилот. Молоток не лежит на рулейстике, а висит, опираясь на шпиллер. После удара по клавише шпиллер не может вернуться на свое место и при последующих ударах соскальзывает с шультера, не толкая его.

Проявляется нерегулярно. д) демпферная ложечка краем цепляется за сукно основания демпфера. Если клавиша начинает хорошо себя вести при нажатой правой педали, у вас, скорее всего, именно этот случай. Может быть, ложечка стоит криво, ее надо повернуть.

Иногда достаточно натереть сукно мягким карандашом. Впрочем, карандаш никогда и нигде не повредит. е) сломана пружинка шультера. Вообще-то, отсутствие пружинки почти незаметно, но при тугом ходе молотка в капсюле (см.

ниже) она могла бы сыграть роль мышки из сказки про репку. Изготовить новую пружинку по образцу старой и вставить ее на место несложно, было бы из чего изготавливать…

ж) тугой ход молотка, фигуры или шпиллера в капсюле.

Для устранения неисправности надо снять соответствующий узел и разработать его в руках. Энергично покачивая капсюль туда-сюда, как бы разминайте его: то вдавливайте, то выдергивайте, то выворачивайте во всех направлениях. Если не поможет — капните по капле часового масла на каждую выклейку. Не больше: иначе лишнее масло впитается в дерево. Не переусердствуйте, разрабатывая капсюль: процесс почти необратимый.

https://www.youtube.com/watch?v=s-B1i1icZTs

Что значит «тугой ход»? В граммах не скажу, не мерял. Тугие молоточки обнаружить просто: нажмите левую педаль и резко отпустите ее. Почти все молотки упадут на рулейстик, но излишне тугие вернутся на место не спеша, а то и остановятся на полпути.

Фигуры и шпиллеры лучше сравнивать с соседями. И еще: если тугих капсюлей много, — не спешите. Может быть, в комнате сыро, дерево разбухло от влаги. Отложите ремонт до лучших дней.

Возможно, все придет в норму через неделю-другую после начала отопительного сезона.

Не работает демпфер

а) сместилась головка демпфера. Ослабьте винт, крепящий головку к проволоке, подвигайте головку во все стороны — вправо, влево, вверх, вниз. Найдите положение, при котором заглушаются все струны хора. Затяните болт.

(Не перестарайтесь, не сорвите резьбу). Если смещение головки произошло давно, то, скорее всего, фильц на демпфере смялся неравномерно, и его надо снова распушить.

Для этого снимите демпферную головку и, вооружившись толстой швейной иглой, прокалывайте фильц во всех направлениях со скоростью швейной машинки.

Особые неприятности доставляют двойные демпфера тройных струн (ре и до# малой октавы). Они имеют склонность застревать между струн.

Для начала надо обжать каждую половину демпфера плоскогубцами, а если это не поможет — прогладить утюгом.

Пару раз я видел инструменты, где мой отчаявшийся предшественник срезал фильц, превратив демпферы в обычные (но лучше так не делать).

Если головка демпфера не параллельна струнам, звук глушится лишь ее верхним или нижним краем. Иногда при этом получается флажолет: после отпускания клавиши струна не умолкает, а начинает звучать на 3-4 октавы выше.

б) ослабла или соскочила пружина, отклеилась и упала головка, тугой капсюль — надеюсь, понятно без слов.

Посторонние призвуки

Звук очень хорошо распространяется по деке, раме, корпусу пианино, по воздуху, а скрипеть, звенеть, стучать может практически любой предмет, поэтому поиск источника звука превращается иногда в увлекательный детектив.

Как-то я потратил полчаса на попытки найти причину металлического звона ноты ДО второй октавы. Звенела ваза, стоявшая неподалеку и откликавшаяся именно на свою любимую ноту. А впечатление, что звук шел изнутри, было полным.

Надеюсь, я Вас не слишком испугал. Обычно все гораздо проще. Постараюсь припомнить наиболее часто встречающиеся причины посторонних призвуков, чтобы облегчить Вам поиски.
Деревянный стук при ударе по клавише.

Вероятнее всего, отклеился и качается молоток или контрфенгер (молоток чаще). Разумеется, надо снять его и посадить на место, смазав клеем (лучше всего — ПВА). Если снять рукой не удается, придется вынуть узел и в течение 5 — 10 мин.

прогревать его над плиткой. Столярный клей, которым пользовались на фабриках, размягчается от нагревания. Не пытайтесь ускорить процесс: дерево плохо проводит тепло, как бы вы ни грели его снаружи, до середины тепло будет идти не спеша.

Контрфенгер можно приклеить, пока узел снят, молоток надо клеить только на месте, чтобы поставить его параллельно с соседними.

Возможно, стучит клавиша. Что делать, если она задевает за соседние, я уже рассказывал. Может быть, клавиша болтается на одном из штифтов из-за износа или пожирания молью суконной выклейки.

Передний штифт можно повернуть плоскогубцами, уменьшив тем самым зазор. Качание на среднем штифте устраняется заменой выклейки. Отчистите капсюль от остатков старого сукна.

Вырежьте суконную полоску (по ширине выреза на капсюльной дощечке), проденьте ее конец сквозь боковую щель, вытащите вверх, намажьте клеем торчащий конец и протащите намазанное место внутрь капсюля. Точно так же с другой стороны.

Не берите жидкий клей, он впитается в ткань. На время засыхания клея вставьте между выклейками прямоугольную палочку чуть шире штифта, лучше пластмассовую или металлическую — ПВА к ней не прилипает. Излишки сукна срежете, когда клей высохнет.

С передней выклейкой проще: сразу отрезаете кусочек сукна нужного размера, мажете клеем и вставляете на место. Палочка между выклейками на время высыхания сукна тоже нужна.

https://www.youtube.com/watch?v=XT90BiPU2fs

Болтается молоток в капсюле. Довольно неприятная вещь. Если даже дело не дошло до стука, болтающийся молоток издает соответственный звук. Лучше всего заменить неисправный узел (если есть чем).

Вылезший штифт можно вдавить на место, но это ненадолго.

Мастера меняют проволоку (на более толстую) или суконную выклейку капсюля, но найти специальное сукно — нереально, латунную проволоку — тоже, а если разбито гнездо в шультере — ничего не поможет.

Если вы живете далеко от ближайшего настройщика и негде найти запасной узел, попытайтесь отремонтировать капсюль. Выдавите латунный штифт тонким шилом. Делайте это осторожно, чтобы не раздавить выклейку.

Подыщите стальную (а лучше — латунную) гладкую проволоку диаметром на 0.1-0.2-0.3мм больше, заточите ее конец, протолкните в отверстия, откусите лишнее. Возможно, узел придется разработать, как было описано выше. Будьте внимательны и осторожны, не выдавите сукно из отверстий.

Стук при отпускании клавиши. Почти наверняка отклеилась или сожрана молью подушечка на шультере. Шпиллер, возвращаясь, ударяет по дереву. Самое сложное в ремонте — найти, из чего вырезать новую подушечку.

Лучше всего — из лишнего фенгера (если он есть, конечно). Подойдет старый мягкий валенок, фетровая шляпа. Ни в коем случае не поролон и не прочая синтетика.

Почему-то в пианино всякая химия долго не живет, каменеет или, наоборот, раскисает.

Проволока, на которой закреплен бентик, цепляет соседний фенгер.

Со скрипом трется ложечка, пилот или штифт клавиши о сукно. Скрип пропадает после натирания трущихся поверхностей карандашом.

Все, что суконное и что трется – демпфергальтер о ложечку, пилот об основание фигуры, капсюли клавиш – полезно время от времени натирать мягким карандашом, не дожидаясь скрипа.

Клей, которым приклеен кожаный язычок бентика, окаменел и стучит о проволочку со звуком, напоминающим металлический лязг. Достаточно размять язычок плоскогубцами.

Дребезжит педальная палка. Обычно на старых инструментах, у которых она проходит сквозь отверстие в направляющей планке.

Лучше всего просверлить в металлической лапке, в которую эта палка упирается, отверстие диаметром 6 — 8 мм. В торец палки забиваете гвоздь без шляпки (предварительно просверлив под него отверстие, чтобы не расколоть палку).

На палку надеваете суконную шайбу, на гвоздь — трубочку, свернутую из того же сукна, и это сооружение вставляете в отверстие на лапке. Направляющая планка выкидывается.

Новые инструменты так и делают, только вместо сукна у них пластмассовая втулка. Втулку лучше заменить на сукно, поскольку втулка иногда тоже дребезжит.

Скрипит педаль. Если вы уже выбросили планку, а скрип не прекратился, разберите весь педальный механизм, смажьте все трущиеся места графитовой смазкой (бывает в магазинах автомобильных запчастей), и соберите снова. Шурупы затяните потуже. Если уж это не поможет…

Скрипеть может и рассохшийся цокольный пол. Чтобы не переворачивать пианино для ремонта, можно подставить под педали (точнее, под цокольный пол в этом месте) враспор брусочек.

Скрип педальной штанги (чтобы убедиться, что скрипит именно она, достаточно потянуть ее лапку снизу вверх: при этом педаль с педальной палкой останутся неподвижными) происходит по двум причинам: трение о суконные наклейки демпферов и скрипящие петли.
В первом случае помогает натирание графитом (карандашом), во втором — смазка петель каплей-другой машинного масла. Более радикально было бы сменить в петлях сукно, но очень уж неудобно до них добираться. Обычно достаточно смазки.

Дребезжание струны. Прикоснитесь к звучащей струне металлическим предметом (например, отверткой).

Если вас беспокоило именно такое дребезжание, его издает, видимо, именно струна. Пройдемся по ней сверху вниз.

Чтобы определить, которая из струн хора дребезжит, понажимайте клавишу, заглушая поочередно струны резиновым клинышком, а то и просто руками.

— Заусеница на клангштабике чугунной рамы. Этот дефект проявляется иногда у дискантовых струн. Подвигайте струну лезвием отвертки влево-вправо. Заусеница разгладится. — На струне или на головке демпфера прилипла капелька клея.

Иногда не проявляет себя годами.

— Дребезжит ослабшая навивка басовой струны, как правило – крайние ее кольца. Снимите струну со штифта на штеге, разумеется, ослабив предварительно вирбель на 1-2-3 оборота.

Поверните струну вокруг ее оси на 0.5-1.5 оборота (на сколько получится) в направлении навивки и поставьте на место.

Читайте также  Фрикционное кольцо для снегоуборщика своими руками

Можно попытаться не снимая струны обжать крайние кольца навивки пассатижами, одновременно поворачивая их по ходу навивки. В отличие от предыдущего метода помогает чаще всего ненадолго. Третий вариант — замена струны.

Струну можно заказать на фабрике по ремонту пианино, надо только для заказа замерить микрометром диаметр струны и диаметр навивки, а также длину струны.

— Крайняя правая струна басового регистра задевает демпфер крайней левой дискантовой. — На штеге лежит щепочка, крупная соринка, задевая струну.

— Трещина на штеге по линии штифтов. Как правило, на басовом.

Штифты смещаются, струна не перегибается, а лишь касается штифта, дребезжа.

Замена штега — дело настолько сложное, что проще найти-таки мастера, способного сделать это и заплатить ему кучу денег, чем браться за ремонт самому.

Умные мысли

1. Разделяй и властвуй. Когда непонятно, из-за чего механика ведет себя нехорошо, применяйте этот принцип. Например, если клавиша не играет, толкаете фигуру вверх, чтобы определить, клавиша виновата или механика.

Если механика — разделяйте дальше. Отстегните бентик, посмотрите, что туго ходит, фигура или молоток.

2. Будь, как все.

Затрудняясь с определением причины нехорошего поведения, сравнивайте поведение клавиши с ее соседями.

3. Не ловите блох. Пианино — не автомобиль, сделано не из металла. Регулировать, к примеру, нахдрук (расстояние до МЯГКОЙ шайбочки) с точностью до микронов — смешно.

Кроме того, дерево «дышит», меняется в размерах в зависимости от погоды. Конечно, эти колебания невелики, но делают бессмысленной регулировку с излишней точностью.

4. Вернитесь на круги своя. После ремонта какого-либо узла проверьте все регулировки. Если потребуется — подрегулируйте.

Источник: http://MirPianino.ru/index/kniga_nashe_pianino_melkij_remont/0-62

Ремонт пианино или рояля

Это слишком объемная тема, и о ней можно писать многотомные учебники. Мы же лишь в общих чертах расскажем, что такое реставрация пианино или рояля, обозначим примерные цены, после чего создастся некая картина того, что же включает в себя понятие «реставрация».

В принципе, реставрация пианино от реставрации рояля для заказчика будет различаться только ценой, так как реставрация рояля всегда несколько дороже, при прочих равных, естественно. То есть примерно одна и та же марка, один уровень сложности реставрации. 

Как несложно догадаться, реставрация может быть только двух вариантов: внешней и/или внутренней. 

Начнем с внешней

При полной реставрации инструмента полностью снимается весь старый лак. Часто можно столкнуться с необходимостью проведения некоторых столярных работ вплоть до замены деталей корпуса.

Естественно, что это ощутимо сказывается на цене такого ремонта.

Если где-то поврежден шпон, который всегда наклеивается поверх деревянных деталей, его также меняют, что еще поднимает цену на реставрацию.

И только когда пианино или рояль не имеет никаких столярных изъянов, шпон поверх дерева наклеен надежно и все выглядит более чем достойно, можно приступить к нанесению отделочного лака на инструмент. 

При использовании любых профессиональных многокомпонентных лаков всегда сначала наносится специальный грунт и только потом уже сам лак.

В наше время очень большой выбор лакокрасочных покрытий, тем не менее, самым эффектным и дорогостоящим является полиэфир. Это очень сложный в работе лак, и чтобы освоить технику покрытия, потребуется не один год обучения и практики.

К тому же, при работе с полиэфиром необходимо наличие всевозможного дорогостоящего оборудования. Но и конечный результат впечатляет. 

Примерные расценки при работе с полиэфиром будут следующие:

Если пианино с дизайнерской точки зрения достаточно простое, то есть нет никаких дополнительных украшений, изогнутых декоративных ножек, декора, резьбы, то цена на снятие старого лака и покрытие новым составит в районе 100 000 рублей. И это с учетом, что инструмент не имеет столярных дефектов. Очень недешевое удовольствие, поэтому при выкупе инструмента любая фирма придает максимальное значение состоянию внешнего вида. 

Если кому-то покажется, что цена слишком высокая, то не сложно будет ее рассчитать более детально. Полиэфирный лак для одного пианино обойдется минимум тысяч в пятнадцать. (Напомним, что это цены 2015 года).

Всевозможные дополнительные материалы, в виде множества разных шкурок, специального ацетона, который порой ведрами уходит, и прочей мелочи, возьмут на себя еще минимум 10 000 рублей.

Плюс расходные материалы, такие как профессиональные фильтры для масок, ведь этот лак очень вреден для здоровья мастера, поэтому ему всегда приходится пользоваться профессиональными масками.

В общем, на все легко уйдет 30 000 рублей и больше. Остальное — работа мастеров, которых, как правило, двое, и займет времени данная реставрация в среднем две недели.

Высококлассные специалисты всегда хорошо оплачиваются, особенно если это вредное производство. А работа с лаками всегда вредная.  

Вот, в зависимости от объема затраченных материалов, изначального состояния пианино, цветовой сложности в случае замены цвета, количества потраченного на реставрацию времени, данный вид ремонта и возьмет на себя до 100 тысяч рублей.

С инструментами более сложными с дизайнерской точки зрения цена будет выше. В случае с роялем — та же схема. В основном, точную цену мастера могут сказать только после внимательного осмотра инструмента, который требует внешней реставрации.

  

Итак, при внешней реставрации мы имеем четыре основных этапа работ: 

1. Полное удаление старого лакокрасочного покрытия.

2. Столярные работы (при необходимости).

3. Полная либо частичная замена шпона (также при необходимости).

4. Покрытие и обработка новым лаком. 

В самых сложных случаях, когда старинный резной инструмент требует и столярных работ, и замены шпона, но фирма более чем достойная, внешняя реставрация пианино может вылиться в сумму от 150 до 200 тысяч рублей. И времени на нее потребуется месяц, два и порой даже больше. 

Этапы внешней реставрации описаны максимально поверхностно, что дает лишь примерное видение полной картины реставрации.

Еще раз повторимся, что для более глубокого изучения всех моментов реставрации музыкальных инструментов, в частности пианино или рояля, не хватит и десяти томов.  

Но если о внешней реставрации могут иметь представление люди, занимающиеся восстановлением мебели, что, конечно же, достаточно разные направления с реставрацией фортепианной, то внутренний ремонт пианино (рояля) знаком только фортепианным мастерам. И здесь для наиболее полного изложения процесса и всевозможных тонкостей также потребуется очень много времени. Но мы постараемся дать примерную картину, чтобы можно было хотя бы образно представить, что же там внутри нужно реставрировать. В принципе, этапность всегда одинаковая, вот о ней кратко и расскажем.  

Итак, при полной внутренней реставрации пианино или рояля с инструмента снимается буквально все что можно и что нельзя: клавиатура, механика, струны, чугунная рама. Остается только корпус инструмента и открытая резонансная дека, до которой и нужно было добраться. 

На этом этапе восстанавливается дека, ее целостность, и самое главное, ее «купол».

То есть такое состояние вогнутости, при котором будет восстановлено звучание пианино или рояля.

Помимо этого, как правило, деку циклюют (снимают старый верхний слой), зареивают трещины, после чего покрывают специальным лаком.  

При необходимости, но это не всегда, ремонтируют либо полностью меняют так называемый вирбельбанк. В него сквозь раму вбиваются затем колки (вирбеля), на которые в дальнейшем наденут струны, при помощи которых будет производиться настройка инструмента.  

На следующем этапе реставрации устанавливается чугунная рама.

Это один из самых ответственных моментов, потому что при малейших ошибках ее установки велика вероятность, что рама треснет при многотонном давлении струн, после чего с инструментом лучше расстаться навсегда.

Конечно, чугунную раму можно сварить, и в одном месте это делают вполне успешно, но никто не даст гарантии, что она вновь не треснет.

И этому может быть две причины: некачественный сплав либо ошибка в «посадочных местах» рамы. В первом случае рама, скорее всего, вновь даст трещину, во втором — не даст, только при условии, что мастера смогут выявить и исправить ошибку установки.

https://www.youtube.com/watch?v=gQirA2O2y1I

Перед установкой раму красят, полируют, особенно это касается рояля, чтобы, когда будет поднята верхняя крышка, момент эстетики был на высоте. 

После установки рамы вбиваются колки (вирбили) и накладываются струны. 

Затем устанавливается полностью восстановленная механика, в которой порой приходится менять практически все элементы.

В идеале, механика делается отдельными мастерами, которые именно в этой области и специализируются.

И когда механика полностью восстановлена, ее устанавливают на инструмент.  

Затем инструмент настраивается и регулируется. 

На каждый из этапов реставрации уходят дни, недели. И очень важно, чтобы каждый мастер занимался своим делом.

Встречаются иногда очень достойные фортепианные мастера, которые в одиночку производят полную реставрацию но, тем не менее, у них тоже есть свои сильные и слабые стороны.

Самый лучший вариант, когда механикой пианино или рояля занимается именно механик, у которого огромный опыт работы в этой области. Так же и с другими этапами реставрации. Поэтому в любой приличной мастерской всегда работают разноплановые специалисты.  

В этой статье мы не ставили цель описать максимально профессионально все этапы реставрации пианино или рояля, поэтому изложено все крайне сжато и, возможно, отчасти примитивно.

Но в этом и заключалась идея — дать человеку, весьма далекому от фортепианной реставрации, минимальное представление о том, что это такое и в какой последовательности делается.

Заодно удалось объяснить, почему реставрация пианино или рояля – это всегда удовольствие дорогостоящее.  

К сожалению, не всегда и за высокую цену вам отреставрируют достойно ваш инструмент.

Бывает, встречается пианино или рояль, прошедший полную реставрацию, после которой инструмент выглядит «лучше нового», а вернуть достойное звучание не удалось, да и удовольствия от клавиатуры нет. 

Но, тем не менее, у нас, в частности в Москве и не только, существует целая плеяда прекрасных фортепианных мастеров, которые всю жизнь посвятили этой замечательной профессии, и они могут вернуть жизнь любому, даже самому пострадавшему фортепиано. Одно не очень хорошо: как правило, об этих людях нет достойной рекламы в интернете. А с другой стороны, они в рекалме не нуждаются, так как само имя уже давно работает на них и без интернета.

Компания «Мир – Пиано»

Перейти к полному списку статей

Источник: https://mirpiano.ru/aktualnye-stati/88-remont-pianino-ili-royalya